Любое значение цены порождает спрос определенного уровня. На рис. изображена кривая спроса (demand curve), отражающая зависимость между ценой и уровнем спроса на товар. Кривая спроса демонстрирует, какое количество единиц товара будет востребовано рынком в заданный период времени при различных уровнях цены. Цена и величина спроса находятся, как правило, в обратной зависимости: чем выше цена, тем ниже спрос. Следовательно, если продавец повысит цену Р1 до величины Р2, объем его продаж сократится. Другими словами, покупатели с ограниченными средствами, скорее всего, станут меньше покупать какого-либо товара, если его цена возрастет.

Кривая спроса. Кривая, демонстрирующая, какое количество единиц товара будет востребовано рынком в заданный период времени при различных значениях цены на этот товар.

Рис. Кривая спроса

Кривая спроса на престижные товары иногда принимает восходящую форму. Потребители зачастую полагают, что более высокая цена свидетельствует о лучшем качестве. Так, компания Gibson Guitar, не так давно понизившая цены на свои музыкальные инструменты для более эффективной конкуренции с японскими производителями, в частности с Yamaha и Ibanez, к своему немалому удивлению обнаружила, что этот шаг не отразился положительно на объеме продаж. “Оказалось, что у нас обратное соотношение (“цена — спрос”), — объяснил один из руководителей корпорации. — Чем выше наши цены, тем лучше продвигается продажа”. Рекламный слоган компании гласит: “Лучшие в мире музыкальные инструменты”. Получилось, что низкие цены попросту не соответствовали “имиджу производителя, сформировавшемуся за столетие выпуска «оправдывающих свою стоимость» инструментов, отвечающих высочайшим стандартам разработки и создания музыкальных инструментов”. Однако если в такой ситуации компания устанавливает чрезмерно высокую цену, спрос на ее товар начинает сокращаться.

Большинство компаний пытаются строить кривые спроса на свои товары, измеряя величину спроса при разных значениях цены. Точность таких измерений во многом зависит от типа рынка. При монополии кривая спроса отражает совокупный рыночный спрос при разных значениях цены. Если же на рынке присутствует конкуренция, величина спроса на товары компании при разных значениях цены будет зависеть от того, сохраняют ли конкуренты изначальный уровень цен или изменяют их в соответствии с ценами компании.

Устанавливая зависимость “цена — спрос”, следует не допускать влияния посторонних факторов на величину спроса. Например, если компания Sony активизирует рекламную деятельность, понизив при этом цены на свои телевизоры, будет сложно сказать, в какой степени на рост спроса повлияет снижение цен, а в какой — интенсификация рекламных усилий. Такого же рода затруднение возникает при снижении цен в преддверии праздников — в период повышенной склонности потребителей дарить подарки, включая телевизоры. Экономисты призывают отражать влияние неценовых факторов на спрос за счет смещения всей кривой спроса, а не перемещения по ней.