В секторах экономики, где издержки на создание добавленной стоимости составляют значительную часть полной себестоимости товара, в процессе аккумулирования объемов производства можно существенно сократить затраты. Если потребители такого товара чувствительны к цене, одной из оптимальных стратегий для фирмы с наибольшим опытом представляется агрессивное ценообразование, когда в некоторых случаях стартовая цена устанавливается ниже текущей себестоимости. Такая стратегия имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, конкурирующие фирмы будут вынуждены оставить рынок, и тогда у ведущей компании станет меньше соперников. Во-вторых, фирме отчасти выгодны продажи, совершаемые другими фирмами: она может накапливать опыт быстрее. Кроме того, из-за более низкой среднерыночной цены на рынок будут привлекаться новые покупатели.

Правда, удерживать цену на уровне ниже себестоимости в течение долгого времени не удастся. На рис. изображена менее агрессивная ценовая стратегия, когда фирма снижает цену параллельно со снижением издержек.

Рис. Стратегии ценообразования на основе кривой опыта (логарифмические шкалы) Инициирование роста цен

Инициировать рост цен тоже непросто. Фирма, решающаяся на такой шаг, должна быть уверена в готовности конкурентов принять подобные же меры. Эта готовность, вообще говоря, зависит от превалирующих в данный момент рыночных условий. В особенности это относится к ситуации, когда производственные мощности задействованы полностью, а спрос продолжает расти. Как и в случае со снижением цены, прежде чем предпринимать какие-либо действия, фирме выгодно оценить свои возможности для маневрирования.