Компании нередко идут на временное понижение цен ради стимулирования спроса. Ценовое стимулирование принимает различные формы: это и предложение «убыточных лидеров», что часто наблюдается в универмагах и супермаркетах, и «специальные» цены по случаю разнообразных событий, и выгодное кредитование, чем часто пользуются автомобильные дилеры, и денежные скидки с цены, и выгодные гарантийные и сервисные контракты, и многое другое. В сущности, любое ценовое стимулирование является завуалированным снижением цен. Его преимущество — периодичность, благодаря чему продавец легко может вернуться к первоначальной цене.

За последние десять лет разного рода стимулирование стало применяться настолько часто, что ценовая политика многих производителей, а равно и торговых посредников, утратила сколько-нибудь внятный смысл. Для восстановления порядка (и потребительского доверия) посредники, в частности торговцы продовольственными товарами, применяют два вида стратегий: лучшие цены каждый день и низкие цены каждый день. В том и в другом случае торговая компания гарантирует покупателям, что в ее магазинах они всегда найдут чуть более низкие цены.

К примеру, бельгийская сеть супермаркетов Colruyt, практикующая стратегию «низкие цены каждый день», разработала сложнейшую систему мониторинга цен, стремясь устанавливать наименьшие цены из всех существующих на рынке.

Одной из форм ценового стимулирования, сохранившей популярность среди производителей, являются денежные скидки с цены. Они представляют собой способ стимулирования сбыта, не требующий формального снижения цен. Потребителю предлагается купон, который после покупки необходимо отправить фирме-производителю. Скидка может достигать $75 при покупке фотоаппарата «Nikon» или $50 при приобретении сканера. В сравнении с обычным снижением цены такая практика стимулирования имеет определенные преимущества для производителя:

• Базовая цена остается неизменной, поэтому стимулирование не оказывает негативного влияния на имидж торговой марки.

• Производители имеют возможность предлагать потребителям скидки напрямую, независимо от розничных торговцев, которые могут не изменять цену, а разницу оставлять себе.

• Подобные скидки можно быстро организовывать и быстро прекращать, ; т. е. производитель получает инструмент управления запасами или быстрой реакции на действия конкурентов, формально не затрагивающий цены.

• Денежные скидки обходятся недорого, так как многие потребители предпочитают не тратить время на их получение. Скидка просто оказывается невостребованной.

• При возврате купонов потребители заполняют бланки: указывают свои имена, адреса и прочие сведения. Таким образом, данный метод оказывается еще и щедрым источником информации для прямого маркетинга.

Согласно результатам исследования, опубликованным в газете «Wall Street Journal» в 1998 г., за получением денежной скидки обращаются всего 5-10% покупателей.