Анализ экспортной цены лучше всего начинать с определения приемлемой цены для зарубежного рынка. Какой должна быть цена или диапазон цен, чтобы продукция фирмы пользовалась спросом за границей? Исходя из этого фирма может определить, в состоянии ли она предложить такую цену, учитывая международную трансфертную цену, экспортные издержки, налоги и таможенные пошлины.

Предположим, фирма поставляет товар широкого потребления в другую страну, а рыночные исследования показывают, что приемлемая рыночная цена эквивалентна $7.

Итак, цена FOB завод составляет $2,60: при такой цене фирма сможет продавать товар на зарубежном рынке по приемлемой цене $7,00. В какой мере она соответствует трансфертной цене? Если реальная цена FOB завод окажется выше $2,60, поставка товара на экспорт будет затруднена. В такой ситуации международная фирма может выбрать одну из следующих альтернатив:

• Отказаться от экспорта по причине неконкурентоспособности.

• Снизить трансфертную цену и подумать об использовании предельной экспортной цены — при наличии простаивающей производственной мощности.

• Найти более короткий канал сбыта, например поставлять товар напрямую оптовикам или крупным розничным торговцам.

• Разработать «облегченную» и более дешевую модель для экспорта.

• Рассмотреть возможность производства или сборки за рубежом либо лицензирования, чтобы избежать затрат на экспорт и таможенных платежей.

Вставка. Определение экспортной цены на условиях FOB

1

Рыночная цена на зарубежном рынке

 

$7,00

2

Минус розничная наценка, 40% Цена покупки розничного торговца

2,80

4,20

3

Минус наценка оптового торговца, 11 % Цена покупки оптового торговца

0,42

3,78

4

Минус наценка импортера, 5% Цена покупки импортера

0,18

3,60

5

Минус НДС на цену с выгрузкой на берег и уплатой таможенных пошлин, 10%

Цена товара DDP

0,33

3,27

6

Минус таможенные пошлины на цену с выгрузкой на берег, 9%

Цена с выгрузкой на берег, или цена CIF

0,27

3,00

7

Минус расходы на страхование и транспортировку Цена товара FOB

0,40

$2,60

В любом случае розничная цена на зарубежном рынке не может быть намного ниже розничной цены на внутреннем рынке, чтобы иностранные конкуренты не обвинили компанию в демпинге.