Кейс подготовлен Д. Девелтером и опубликован в корпоративном издании компании Ecover «The Ecological Factory Manual» (1992 г.). Публикуется с разрешения автора.

Ecover, бельгийская компания — производитель экологически чистых чистящих и моющих средств, открыла свой бизнес, начало которому положил в 1979 г. предприниматель Франс Богертс, продавая и распространяя безопасные моющие средства. В 1982 г. фирма получила название Ecover, а в 1988 г. на предприятии начался выпуск собственных жидких моющих средств. Ecover ставит перед собой четкую цель: «как можно меньше воздействовать на окружающую среду» на каждой стадии производства и использования продукции. Компания старается по мере возможности приобретать только натуральные материалы и избегает синтетических нефтехимических продуктов, ставших основой современных моющих средств. Например, в производстве используются поверхностно-активные вещества на основе мыла и сахара — это возобновляемые ресурсы, а сами вещества в отличие от их нефтехимических аналогов быстро биодеградируют. Для минимизации загрязнения и отходов на стадии использования компания до минимума сократила упаковочные средства; она применяет модульный подход (отбеливатель помещается отдельно от основного порошка, чтобы его можно было не использовать при стирке цветного белья) и даже предостерегает потребителей от чрезмерного потребления своих продуктов.

В своем видении экологической безопасности Ecover выходит далеко за рамки концепции «зеленой» продукции. Компания рассматривает свой ассортимент товаров как нечто гораздо большее, чем просто номенклатура экологически безопасных изделий.

Это символ, заявление, точка зрения: так больше продолжаться не может. Мы хотим иметь возможность купаться в реках, без опасения пить водопроводную воду, с уверенностью думать о будущем наших детей.

Единственную сложность при разработке стратегии минимального ущерба для окружающей среды, не ограничивающейся одной лишь продукцией, представляют традиционные производственные процессы и оборудование в целом, не обеспечивавшие необходимую для Ecover экологическую безопасность.

По этой причине решено было создать первую в мире «экологическую фабрику», в основу которой был положен ряд «зеленых» принципов. На ней применяются «замкнутые» процессы и нет ни дымовой, ни сточной трубы. 1,5 млн литров воды, используемых в производстве в течение года, поступает обратно во внешнюю среду в очищенном виде. Твердые отходы сортируются, что обеспечивает максимальный процент переработки. Даже здание фабрики представляет собой продукт «органической архитектуры». Оно построено из полностью биодеградируемых материалов, включая сберегающий тепло и эстетически приятный газон на крыше, держащейся, кстати, на деревянных стропилах, а его внешние стены являются переработанным угольным шламом. При выборе строительных материалов компания руководствовалась не только традиционными нормами и правилами, но и особыми критериями экологической чистоты, разработанными в Техническом университете Эйндховена. Архитекторы позаботились и о здоровье работников, предусмотрев хорошую тепло- и звукоизоляцию, естественную вентиляцию и освещение.

Политика компании предусматривает использование служебного автотранспорта, предоставление сотрудникам велосипедов и оплату проезда на общественном транспорте либо переключение на более экономичные автомобили. (Перевод работников на общественный транспорт может показаться не слишком эффективным средством борьбы с глобальным потеплением, однако в Ecover подсчитали, что при поездках сотрудников в атмосферу выбрасывается столько же углерода, сколько поглощается травяной крышей фабрики.) Офисные компьютеры объединены в единую сеть — это уменьшает объем потребления канцелярских товаров. Не занятые на производстве сотрудники имеют гибкий рабочий график и могут работать на дому с помощью портативных компьютеров.

Строительство экологической фабрики обошлось в сумму примерно на 30% больше той, что пришлось бы потратить на создание обыкновенного завода. Однако учитывая, что многие материалы могут быть использованы повторно, переработаны или легко утилизированы, вывод предприятия из эксплуатации обойдется в 10 раз дешевле, чем вывод «традиционных аналогов».