Существует несколько методов оценки чувствительности потребителей к ценам. Все эти методы можно разделить на четыре категории:

• Метод экспертной оценки состоит в следующем: экспертов просят дать три оценки, или указать точки кривой, изображающей реакции на цену, а именно определить объемы продаж для наименьшей реалистичной, наибольшей реалистичной и некоторой промежуточной цены.

Таблица Оптимальная надбавка к издержкам как функция ценовой эластичности

Ценовая

эластичность

Оптимальная надбавка к издержкам

Ценовая

эластичность

Оптимальная надбавка к издержкам

-1,0

-

2,4

1,71

-1,2

6,00

2,6

1,00

-1,4

3,50

-

-

-1,6

2,67

3,0

1,50

-1,8

2,22

4,0

1,33

-2,0

2,00

5,0

1,25

-2,2

1,83

-

-

-

-

15,0

1,07

р — количество, q — цена.

• Опросы потребителей, прямые и непрямые. Наибольшей популярностью пользуется непрямой метод совместного анализа.

• Эксперименты с ценами, полевые или лабораторные.

• Эконометрические исследования, основанные на временных рядах или данных панелей. Как подчеркивалось выше, применению данного анализа в значительной мере способствует использование сканирующих устройств, особенно в розничной торговле продуктами питания.

Каждый из этих методов обладает своими преимуществами и недостатками.