Экономическая теория гласит: чем менее эластичен (в абсолютном выражении) спрос на товар, тем выше оптимальная цена, т. е. цена, максимизирующая прибыль.

Надбавка к издержкам = Ценовая эластичность / (Ценовая эластичность + 1)

Как мы видим, оптимальная цена определяется путем умножения переменных издержек изготовления единицы продукции (или предельных издержек) на процентную величину, зависящую от ценовой эластичности спроса и не зависящую от издержек.

Как мы видим, при высокой ценовой эластичности — такая ситуация характерна для рынков с интенсивной конкуренцией и недифференцированными товарами — надбавка стремится к единице, рыночная сила фирмы невелика, а допустимая рыночная цена близка к себестоимости изделия. И наоборот, чем ближе эластичность к единице, тем большую цену готов принять рынок.

Выработанные в экономической теории правила оптимизации, первоначально предложенные для монополистической ситуации, применяются и в случае с олигополией, а также в динамической ситуации, когда рыночная реакция рассредоточена во времени.