До сих пор товар существовал в форме словесного описания, чертежа или модели. Если проект успешно выдержал проверку на финансовую привлекательность, он переходит в стадию создания прототипа (product development) — первых опытных образцов; созданием прототипов занимается технологический или научно-исследовательский отдел. Следует помнить, что с этого момента расходы на разработку товара существенно возрастают. На этом этапе станет ясно, осуществима ли идея на практике.

Создание прототипов. Процесс создания на основе концепции товара первых опытных образцов, в ходе которого становится ясно, осуществимы ли на практике идеи, заложенные в концепции.

Работа над прототипом начинается с создания одного или нескольких опытных образцов. Последние, с одной стороны, должны демонстрировать все преимущества как технологии, так и дизайна будущего товара, а с другой — производиться в более или менее короткие сроки с издержками, не превышающими отведенного бюджета. Время, необходимое для создания удачного образца, колеблется от нескольких дней до нескольких лет.

Зачастую готовые прототипы подвергаются испытаниям в лабораторных и полевых условиях, цель которых — убедиться, что изделие работает безопасно и надежно или что оно действительно будет представлять ценность для потребителей. Рассмотрим некоторые примеры испытаний в полевых условиях.

Тук-тук-тук. За закрытой дверью полуподвального помещения элегантной парижской штаб-квартиры компании Louis Vuitton механическая рука поднимает коричневую сумку, нагруженную 8-фунтовым весом, примерно на полметра над полом, а затем отпускает ее. Эти методические подъемы и отпускания будут продолжаться в течение четырех суток. Мы находимся в оборудованной по последнему слову техники испытательной лаборатории компании Louis Vuitton, в которой знаменитая на весь мир продукция этой компании подвергается жесточайшим пыткам. Еще одна установка, находящаяся в этой лаборатории, бомбардирует сумки ультрафиолетовыми лучами, проверяя устойчивость сумок к выгоранию под воздействием палящих лучей солнца. Третья установка проверяет надежность замка-молнии, закрывая и открывая его 5 тысяч раз. Здесь есть даже специальная механизированная рука, которая держит сумку за ручку и отчаянно трясет ею, проверяя, не отвалится ли у сумки ручка после нескольких часов такой тряски.

В компании Gillette почти каждый работник участвует в тестировании новых товаров. Каждый рабочий день в Gillette 200 добровольцев из разных отделов приходят на работу небритыми и сразу же отправляются в специальную лабораторию, оборудованную небольшими кабинками с зеркалом и раковиной. Там они получают инструкции от сотрудников лаборатории относительно того, какими лезвиями, кремом для бритья или лосьоном после бритья им предстоит сегодня пользоваться. Добровольцы оценивают лезвия с точки зрения их остроты, гладкости скольжения по коже и удобства использования. В душевой, расположенной по соседству, женщины-добровольцы выполняют тот же ритуал со своими ногами, подмышками и тем, что в компании деликатно называют “область бикини”. “Мы ежедневно проливаем кровь для того, чтобы во время домашнего бритья не пролилась ни одна капля вашей крови”, — говорит один из работников Gillette.

Обладая всеми необходимыми функциональными качествами, прототип должен еще производить нужное впечатление. Для электромобиля важны безопасность и добротность. Следует выяснить, что убеждает покупателей в добротности машины. Для одних — это звук захлопывающейся дверцы, для других — положительные результаты аварийных испытаний. Принимающим участие в испытаниях потребителям предлагается опробовать автомобиль на ходу и дать оценку его качествам.