Многие компании сегодня пытаются сегментировать рынки по степени приверженности потребителей к товару. Потребители могут быть приверженцами какой-то марки (Tide), сети магазинов (Nordstrom), компании (Toyota). Некоторые потребители, несмотря ни на что, остаются безоговорочными приверженцами — они всегда покупают товары одной и той же марки. Например, у компании Apple есть небольшая, но практически непоколебимая группа лояльных пользователей.

Существует такое явление, как “культ Macintosh”, а приверженцы этого культа называются “маколитами”. Словарь Urbandictionary.com определяет маколита (macolyte) как “человека, фанатично преданного продукции компании Apple и особенно — компьютерам серии Macintosh. Иногда маколитов называют Мае Zealot (мак-зилотами)” (Пример использования: “Он — маколит. И не дай вам Бог в его присутствии даже подумать о Microsoft”.) Типичным примером маколита является Анна Дзиса (Anna Zisa), график-дизайнер из Милана, которая, вообще говоря, недолюбливает татуировки, но все же попросила вытатуировать эмблему Apple у себя на ягодице. “Macintosh — это самое дорогое, что у меня есть, — говорит Анна Дзиса. — Мне нравятся компьютеры. Надкушенное яблоко (эмблема Apple) выглядит прикольно и даже сексуально. Мне еще ни разу не приходилось слышать плохих отзывов о компьютерах Macintosh — даже от пользователей Linux и Windows”. Среди маколитов следовало бы особо выделить Тейлора Баркрофта (Taylor Barcroft), который потратил последние 11 лет на поездки по стране в своем трейлере в качестве “проповедника культа Macintosh”. Он посещает все без исключения мероприятия Macworld Expo — колоссальные выставки-ярмарки, основным объектом которых являются компьютеры Macintosh, а также все техно-шоу и записывает на видеокассеты все, что касается его кумира — компании Apple. На эту тему у Тейлора Баркрофта накопился огромный объем видеоматериалов, общая продолжительность которых превышает 3 тысячи часов. Все эти видеоматериалы — что-то наподобие мемориального музея Apple — Тейлор Баркрофт намерен передать своим детям как самое ценное наследство. В настоящее время Баркрофт является владельцем 17 компьютеров Macintosh. Такие фанатично преданные пользователи помогали компании Apple удерживаться на плаву даже в самые трудные для нее годы. Сейчас именно эти пользователи являются надежным форпостом процветающей империи под названием iPod-iTunes.

Другие потребители являются лишь частичными приверженцами — они привержены двум-трем маркам данного товара или предпочитают одну марку, время от времени покупая и другие. В то же время часть покупателей не выказывает приверженности ни одной из марок. Они или каждый раз хотят купить что-то другое, или просто покупают товар той марки, которая есть в продаже.

Компания может многому научиться, анализируя типичные соотношения приверженности на своем рынке. Начинать следует с изучения абсолютно лояльных потребителей. Например, изучая особенности и повадки “маколитов”, компания Apple может точнее определить границы своего целевого рынка и разработать маркетинговые “приманки”. Изучая менее лояльных своих покупателей, компания может определить, какие бренды являются наиболее опасными конкурентами ее собственных брендов. Анализируя клиентов, которые отказываются от покупки ее брендов, компания может составить более четкое представление о слабых местах своего маркетинга.