Большинство новых идей возникает внутри самой компании. Это проекты, выдвинутые научно-исследовательским отделом компании, в рамках программы разработки новых товаров; индивидуальные предложения исследователей, инженеров, дизайнеров и рабочих на предприятиях. Некоторые компании разработали эффективные программы, стимулирующие персонал к поиску новых идей. Возьмем, например, компанию ЗМ, которая использует “правило 15%”. Согласно этому правилу сотрудники фирмы могут до 15% своего рабочего времени посвящать работе над личными проектами, независимо от того, представляют ли эти проекты непосредственный интерес для компании. В результате работы одного из сотрудников компании над собственным проектом у компании появился новый товар — самоклеящиеся отрывные листки (Post-it notes).

Компания Samsung даже организовала специальный центр для внутреннего стимулирования и поддержки процесса разработки новых товаров. Речь идет о центре Value Innovation Program (VIP) в городе Сувон, Южная Корея. Центр VIP представляет собой базовую круглосуточную фабрику идей, в которой исследователи, конструкторы и технологи компании совместно трудятся над выработкой идей и процессов, связанных с производством новых товаров. В этом центре предусмотрены рабочие помещения, комнаты для отдыха, учебные аудитории, кухня и цокольное помещение со спортзалом и сауной. Почти еженедельно этот центр объявляет о появлении очередной, “лучшей в мире” или “крупнейшей в мире”, новинки. К числу идей, недавно вышедших из стен этого центра VIP, относятся 102-дюймовый плазменный телевизор с повышенной четкостью изображения и процесс 30-процент-ного сокращения материальных затрат на многофункциональном принтере. Этот центр помог компании Samsung, известной когда-то как изготовитель дешевых товаров (зачастую представляющих собой подделки известных брендов), стать одной из самых новаторских и прибыльных компаний в мире, специализирующихся на производстве потребительской электроники.

Далеко не у всех компаний есть подобные “инновационные инкубаторы". Однако практически каждая компания может получать свежие идеи от своих сотрудников. Недавний опрос мелких компаний показал, что три четверти из них прямо поощряют высказывание работниками предложений, касающихся новых товаров и услуг. Более половины этих мелких компаний поощряют премиями тех работников, чьи идеи были реализованы на практике.

Любой работник компании может предложить ценную идею, связанную с производством новых товаров. “Большинство компаний исходит из того, что выдающиеся идеи могут предлагаться лишь выдающимися умами: каким-нибудь эксцентричным изобретателем, дальновидным боссом или основателем компании, на которого вдруг снизошло озарение”, — говорит один аналитик. Однако в современном динамичном и высококонкурентном окружении “инновации не могут и не должны ограничиваться лишь подходом «сверху вниз», а генерация плодотворных идей должна стать делом каждого работника компании”.