В первую очередь нужно определиться с факторами, по которым будет производиться оценка. Их выбор зависит от специфики деятельности компании и стратегического направления бизнеса. При этом для оценки всех должностей/рабочих мест применяется единый набор факторов за исключением оценки, проводимой в компаниях диверсифицированного холдинга.
Чтобы отобрать факторы, нужно задать вопрос: «Что в деятельности сотрудников способствует росту стоимости компании?»
Факторы должны быть основаны на стратегии и ценностях компании и приемлемы для всех заинтересованных сторон. Если деятельность организации или ее стратегия коренным образом меняется, используемые факторы должны быть пересмотрены.
В процедуре оценки компании используют широкое многообразие факторов, но все их можно поделить на группы: требуемые знания, умения, ответственность и условия работы.
Самый известный и широко используемый в мире — метод Хэя (The Hay Guide Chart Profile Method). Его разработал американ ский консультант Эдвард Хэй (Edward N. Hay), взяв за основу факторную систему оценки должностей [19].
Метод Хэя включает использование следующих факторов:
• необходимые знания и опыт (know-how);
• решение задач (проблем) (problem solving);
• уровень ответственности (accountability).
Российскими компаниями уже накоплен собственный опыт оценки должностей, рабочих мест по балльно-факторному методу.
Какие же факторы для оценки они применяют? Например, одна из крупных российских компаний использовала следующие:
— уровень образования и опыт работы;
— сложность и новизна решаемых задач;
— навыки коммуникации;
— степень полномочий/свободы;
— финансовая ответственность;
— количество подчиненных.
Важно раскрыть сам термин, определить понятие фактора, который вы используете.
Например, фактор «ответственность» означает ответственность за действия и результат этих действий. Измеряемое воздействие должности/ рабочего места на конечный результат — это ответственность за действия и их последствия.
Сколько же должно быть факторов?
Важно, чтобы они не пересекались по своему значению. Если мы будем использовать большое количество факторов, то, во-первых, это затруднит, усложнит весь процесс оценки, во-вторых, описания факторов могут пересекаться.
В практике западных компаний используется от трех факторов до двадцати одного.
Что касается российских компаний, то в них используется от шести до девяти факторов.
2.2. Описание факторов по уровням
Далее мы должны сделать описание факторов по уровням и откорректировать различие между уровнями внутри каждого фактора. Большинство факторных шкал включает от трех до восьми уровней.
В таблице 3.2 приведен пример описания фактора «профессиональные знания», а в таблице 3.3 — фактора «решение задач/проблем».
Фактор «профессиональные знания, навыки»
Включает в себя знание технологий, практических процедур, теоретических и профессиональных дисциплин.