а) формальная внутригрупповая структура, положение в которой определяется местом каждого в системе организации и управления деятельностью;
б) неформальная внутригрупповая структура, положение каждого человека в которой во многом зависит от таких социально-психологи-ческих факторов, как межличностные отношения, общественное мнение, внутригрупповое настроение, лидерство и др.
Руководители не могут оказывать достаточно эффективного влияния на социально-психологический климат, не имея адекватного представления о нем. Модульный социотест позволяет определить, насколько точно руководитель представляет состояние неформальной структуры в возглавляемом им коллективе.
Чтобы получить возможность оценить степень точности представлений руководителя, необходимо выявить общую оценку им работников по тем же шкалам, по которым проводится опрос, а затем сравнить ее с результатами проведенного исследования. При необходимости в последующей индивидуальной беседе психолог корректирует представления руководителя о положении в возглавляемом им коллективе.
Помимо этого, психолог может представить руководителю обоснованные предложения по оптимизации социально-психологических процессов в коллективе, а также оказать действенную помощь в ее реализации.
13.2. Отбор руководителей структурных подразделений
Исследования психологов показывают, что на уровень ролевого статуса непосредственного руководителя существенно влияет эффективность управления подчиненными. Использование результатов социально-психологической оценки позволяет обоснованно подойти к процессу подбора кандидатов на должность руководителей структурных подразделений организации из числа членов самого трудового коллектива.
Проведение исследований с помощью социотеста — лишь первый шаг в научном подходе к назначению руководителей среднего и нижнего звена. Наибольшую эффективность отбор будет иметь при условии использования «батареи» методик, позволяющей выявить качества потенциальных кандидатов, успешных в конкретном коллективе. Для данных целей наиболее хорошо зарекомендовали себя такие методики, как 16-факторный личностный опросник Кеттела, модифицированный опросник Т. Лири, опросник коммуникативных и организаторских склонностей и другие психологические методики.
Комплексный учет результатов социально-психологической оценки и личностных тестов позволяет топ-менеджерам:
• выявить работников, имеющих высокий статус в коллективе;
• осуществить прогноз на основе оценки взаимоотношений в коллективе, как будет развиваться коллектив;
• подобрать кандидатов, которые с большей вероятностью будут эффективно исполнять соответствующие должностные обязанности;
• учесть при подборе кандидатов на руководящие должности наличие необходимых социально-психологических качеств: высокий интеллектуальный потенциал, направленность на развитие интересов группы, развитые организаторские способности, авторитет среди членов группы.