2.3. Деловая оценка персонала российских организаций и фирм
Основным источником проблем в любой организации являются люди, в том числе руководители коллективов. По данным американских исследователей, 90% фирм разрушаются из-за ошибок менеджеров. По данным российских социологов, 85% фирм ликвидируется из-за «внутренних» причин. Отсюда актуальной проблемой выступает объективная оценка сотрудников организации.
Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Цели деловой оценки персонала
На основании степени указанного соответствия достигаются главным образом следующие цели.
• выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;
• разработка возможных путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника;
• определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины.
Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении ряда дополнительных задач:
• установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным или иным вопросам;
• удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда.
Выделяют следующие проблемы управления, решение которых требует проведения оценки персонала1^
1. Аттестация персонала. При этом оцениваются личные и профессиональные качества работника, степень его подготовленности, умения, навыки, опытность в работе, продуктивность. По возможности выявляется вклад работника в общий результат деятельности организации.
2. Подбор и расстановка персонала. Формирование резерва на выдвижение. В большинстве случаев руководители стремятся подобрать кандидатуры на освобождающиеся места среди сотрудников своей организации. Помимо всего прочего, это еще и существенная экономия средств.
3. Подготовка руководителей, повышение их профессиональной компетентности и уровня управленческой культуры. Оценивается объективный уровень общих и специальных способностей, знаний, навыков, а также личностных проблем.
4. Совершенствование управления коллективом. Оценка персонала способствует реорганизации и улучшению структуры аппарата управления, повышению квалификации и воспитанию персонала, оптимизации его численности.
5. Сокращение персонала. В любой организации время от времени встает вопрос о приведении численности персонала в соответствие с изменившимися требованиями, внедрением новых технологий, изменениями на рынке и т.д. Перераспределение (сокращение) персонала очень часто сопутствует этим процессам.
Проведение профессиональной и личностной оценки персонала позволяет увидеть сильные и слабые стороны сотрудников, сформировать планы обучения, создать гибкую систему мотивации персонала, обеспечивающую индивидуальный подход, сформировать команду, создать кадровый резерв.