Главным действующим лицом в оценке персонала является непосредственный руководитель. В ряде случаев в состав комиссии включают руководителя более высокого уровня организационной иерархии.
При формировании текущей периодической оценки обобщаются:
а) мнения коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками;
б) мнения подчиненных;
в) выводы специалистов в области деловой оценки;
г) результаты самооценки работника.
Показатели деловой оценки персонала
Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной ор-ганизационно-социальной системе; во втором — соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
При всей важности показателей всегда стоит помнить о следующих правилах.
• не отдавать явного предпочтения какому-либо одному показателю и в целом группе показателей, так как это ведет к пренебрежению сотрудниками другими, зачастую не менее важными, аспектами деятельности;
• определять необходимое и достаточное количество показателей, с тем чтобы, с одной стороны, они охватывали все существенные стороны, а с другой — не перегружали оценку.
Показатели профессионального поведения. В ряду показателей выделяют показатели профессионального поведения, которые делят на факторы достижения результатов труда и показатели непосредственно профессионального поведения.
Под факторами достижения результатов труда понимают главным образом способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы. Другими словами, данные показатели характеризуют степень осознания работником своей функциональной роли.
Показатели непосредственно профессионального поведения охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т.п.
При этом в состав критериев оценки производственной деятельности входят:
1) результаты (эффективность) деятельности:
• для руководителей — личный вклад в выполнение планов работы; отсутствие срывов плановых и договорных обязательств; личный вклад во внедрение новой техники и технологий; совершенствование организации труда и производства в новых экономических условиях, финансовая стабильность; благоприятный социально-психологический климат и др.;
• для специалистов полное и инициативное исполнение должностных обязанностей; отсутствие срывов плановых заданий; соблюдение трудовой дисциплины; личный вклад во внедрение новой технологии и техники и пр.;