Ранговое распределение членов трудового коллектива по остальным шкалам, используемым исследователем, показывают положение их в коллективе по другим параметрам. Далеко не всегда высшие ранги по отдельным модулям занимают одни и те же сотрудники. Чем больше аспектов отношений в коллективе изучает исследователь, тем более проявляются разнообразные позиции каждого члена коллектива.
6.2. Статусно-ролевые позиции в группе
С помощью социотеста можно выявить статус каждого члена коллектива.
Определив среднюю арифметическую всех оценок, полученных по каждому из модулей в отдельности, можно выявить абсолютных лидеров и сотрудников, психологически отвергаемых в подразделении.
В качестве примера приведем сводную таблицу результатов (табл. 6.2.1), полученных в одном из изученных трудовых коллективов (все фамилии изменены).
Таблица 6.2.1. Определение статусного положения сотрудников в коллективе
№ п/п |
Фамилия |
Отношение группы к человеку |
Отношение человека к группе |
Качество выполнения должностных обязанностей |
Нравствен ные качества |
Итоговая средняя оценка |
Статус в груме |
||||
Средняя оценка |
Ранг по модулю |
Средняя оценка |
Ранг по модулю |
Средняя оценка |
Ранг по модулю |
Средняя оценка |
Ранг по модулю |
||||
Попов |
7,9 |
7,4 |
6,8 |
8,4 |
7,6 |
||||||
Ивашов |
6,2 |
7,0 |
7,4 |
7,4 |
7,0 |
||||||
Деревко |
7,9 |
7,3 |
7,2 |
7,9 |
7,6 |
||||||
Котов |
8,6 |
7,9 |
8,8 |
7,8 |
8,3 |
||||||
Ананьев |
6,7 |
7,6 |
7,3 |
6,7 |
7,1 |
||||||
Хозьев |
3,9 |
5,0 |
6,7 |
4,1 |
4,9 |
||||||
Лапин |
6,6 |
7,7 |
7,6 |
7,4 |
7,6 |
||||||
Долгов |
5,2 |
5,9 |
6,3 |
6,0 |
5,9 |
||||||
Томашов |
7,0 |
7Д |
7,3 |
7,4 |
7,2 |
||||||
Малинин |
7,9 |
8,0 |
8,1 |
7,7 |
7,9 |
Сравнительный анализ общего статуса каждого члена коллектива и его ранга по отдельным модулям позволяет выявить основные сферы, в реализации которых он добился максимальных для себя успехов, а также сферы социальной деятельности, которые у него недостаточно выражены и снижают его общий статус в коллективе.
Обладая подобной информацией, руководитель структурного подразделения, психолог или социальный работник в индивидуаль ной работе с персоналом организации непосредственно может оказывать влияние на проблемные сферы каждого члена коллектива, мотивируя на совершенствование в них. Также целесообразно опираться и поддерживать те сферы, в которых сотрудник добился видимых успехов.
Статус конкретного члена коллектива, таким образом, зависит от положения сотрудника в каждой из рассматриваемых сфер. Для определения сфер взаимодействия, наиболее значимых в данном подразделении, проводится опрос непосредственных руководителей, а также самих членов коллектива. Основываясь на результатах опроса, можно не только определить значимые сферы взаимодействия, но и придать им соответствующий коэффициент значимости. В этом случае точность определения индивидуального статуса каждого члена коллектива существенно повышается.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ,
Особенности выявления рангового и статусного положения в коллективе
Особую актуальность оценка социально-психологических характеристик имеет в коллективах, в которых в силу различных факторов довольно сложно провести реструктуризацию, вывести или ввести тех или иных людей в их состав. Яркими представителями таких коллективов являются воинские подразделения.
В качестве примера приведем итоговые результаты обследования одной из групп курсантов военно-учебного заведения (табл. 6.2.2). Специфика курсантского коллектива заключается в тесных межличностных контактах; повышенном уровне ответственной зависимости каждого члена коллектива; ограничении свободы нахождения вне коллектива; наличии формальных лидеров — младших командиров (сержантский состав) из числа самих курсантов; высокой значимости как индивидуальных, так и групповых форм деятельности; повышенных требованиях к физическим, интеллектуальным и организаторским способностям каждого и прочих особенностях.