Психокоррекция может оказаться особенно полезной для сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений с коллегами. Подобная работа должна вестись с членами коллектива, переживающими состояние внутриличностного конфликта на почве проблемных отношений с коллегами, а также непосредственно обратившимися к исследователю с просьбой о проведении углубленной консультации по итогам проведенного исследования. Если исследователь не обладает достаточной подготовкой для проведения данной работы, то он должен направить обратившегося к нему сотрудника для получения консультации к специа-листу-психологу.
Эти рассуждения приведены с единственной целью — приблизить исследователя, берущего на вооружение методику социально-пси-хологической оценки персонала, к пониманию той ответственности, которую берет на себя специалист, желающий хорошо изучить и успешно пользоваться данным инструментом.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Определение соответствия самооценки межличностных отношений членов коллектива реальному состоянию отношений в группе
Для выявления степени соответствия самооценки членов коллектива своих отношений с коллегами реальному положению дел из приведенной ранее табл. 8.4.2 возьмем строку со средними индивидуальными показателями по модулю «Отношение ко мне» (ОМ — И), а из табл. 8.4.1 — колонку со средними персонифицированными значениями по модулю «Мое отношение» (МО — П)1. Объединим эти данные и сведем их в табл. 9.4.1, а затем вычислим разность значений для каждого члена группы.
Таблица 9.4.1. Отличия в самооценке членов коллектива и реальном состоянии отношений
Номер по списку |
II |
||||||||||||
ОМ - И |
2,92 |
-0,22 |
2,04 |
2,22 |
1,48 |
0,87 |
-2,57 |
2.26 |
3,74 |
0,43 |
-0,91 |
3,35 |
1,43 |
МО - П |
2,35 |
2,00 |
0,59 |
1,96 |
2,83 |
1,22 |
-1,96 |
2,43 |
2,13 |
2,35 |
2,91 |
3,13 |
2,09 |
Разность |
0,57 |
-2,22 |
1,45 |
0,26 |
-1,35 |
-0,35 |
-0,61 |
-0.17 |
1,61 |
-1,92 |
-3,82 |
0,22 |
—0,66 |
Группа |
А |
ЗН |
ЗП |
А |
ЗН |
А |
А |
А |
ЗП |
ЗН |
ЗН |
А |
А |
Номер по списку |
Сред нее |
||||||||||||
ОМ - И |
— |
2,65 |
0,09 |
1,83 |
-1,57 |
0,70 |
2,17 |
2,57 |
3,74 |
3,78 |
2,57 |
1,22 |
1,53 |
МО - П |
1,92 |
-0,09 |
-0,83 |
2,30 |
-1,45 |
0,17 |
3,35 |
2.26 |
2,22 |
3,30 |
2,30 |
0,70 |
1,61 |
Разность |
— |
2,74 |
0,92 |
-0,47 |
-0,12 |
0,53 |
-1,18 |
0,31 |
1,52 |
0,48 |
0,27 |
0,52 |
-0,08 |
Группа |
ЗП |
П |
А |
А |
А |
Н |
А |
ЗП |
А |
А |
А |
А |
Мы получили пять четко выраженных групп значений, по которым можно распределить результаты членов данного коллектива (табл. 9.4.2).
Таблица 9.4.2. Распределение работников по степени адекватности оценок отношений в коллективе
Степень адекватности самооценки |
Значение |
Количество работников |
ЗН |
-1,35 |
|
Н |
— 1,35 - -0,68 |
|
А |
—0,68 -г +0,68 |
|
П |
+0,68 -г +1,35 |
|
ЗП |
+ 1,35 |
В данном коллективе большинство работников адекватно оценивают отношение к себе. Это в том числе видно и по незначительному показателю разности средних результатов за оба модуля. Тем не менее, внимания заслуживают те, кто адекватен в восприятии негативного отношения к себе, по всей видимости, особо и не скрываемого их коллегами (№ 7, 18 в табл. 9.4.1 выделены полужирным курсивом). По четыре человека значительно переоценивают и значительно недооценивают отношение к себе (в табл. 9.4.1 выделены полужирным шрифтом). Один человек (N° 14) при опросе отсутствовал, поэтому его индивидуальный показатель определить нельзя.
Основные направления дальнейшей психологической работы в коллективе прежде всего связаны с психологическим консультированием лиц, в значительной степени недооценивающих отношение к себе коллег, и проведением психологической коррекции с лицами, значительно переоценивающими истинное отношение к себе других членов группы.