О На компьютере — финансовый отчет в Excel, в который Вы ежемесячно заносите итоговые данные о финансовых операциях, прошедших за месяц. О том, как выглядит финансовый отчет и как он заполняется, речь пойдет в следующей главе.
Давайте поочередно рассмотрим, как выглядят эти листки (с 1-го по 6-й) и как они используются. При этом предположим, что речь идет о ежемесячном доходе 100 000-150 000 рублей. Человек, личный финансовый учет которого мы будем анализировать в данном примере (не я!), живет в Москве. Квартира в собственности (то есть ежемесячные затраты на квартиру включают только коммунальные платежи). Жена работает, имеется ребенок. Семья пользуется услугами няни.
Договоренности о семейных финансах следующие.
О Коммунальные платежи и все затраты на машину оплачиваются из доходов жены (на машине ездит в основном она).
О Затраты на няню составляют до 15 000-20 000 рублей в месяц.
Q Включая затраты на няню, общий бюджет затрат на ребенка укладывается в 30 ООО рублей в месяц; эти затраты делятся пополам между мужем и женой.
О Остальную часть своих доходов жена расходует по собственному усмотрению.
О Муж ежемесячно пересылает 10 ООО рублей своей маме-пенси-онерке.
Листок бюджета на месяц (№ 1) в этом случае может выглядеть следующим образом.
Пр 112 000] ХХХХ 4841 |
|
Хоз [2000] XX XXX XXX 1354 |
|
К [3000] XXX ХХХХ ХХХХ ХХХХ 2368 |
|
Подарки [2000] |
|
Ребенок [15 ООО) 15 000 |
Текущие ок. 49 000 |
Мама [10 000] |
+ плановые ок. 64 000 |
Ноутбук жене [15 000J |
|
Р [5000] XXX XXX ХХХХ ХХХХ ХХХХ ХХХХ 3400 |
|
Представительские: XXX XXX XXX XXX XXX ХХХХ ХХХХ 4300 |
На листочке друг над другом расписаны основные статьи затрат в форме:
О название статьи [бюджет на месяц];
О израсходованная на данный момент сумма.
Рассмотрим поочередно, на какие статьи расписываются затраты и как делаются записи в листочек.
Пр — «Продукты». При планировании закупок на месяц 12 ООО на семью из 3 человек может быть вполне достаточно. Обычно после статьи затрат и суммы бюджета пишется сумма, израсходованная на данный момент по этой статье с начала месяца. Удобно писать данную сумму нарастающим итогом. Например, первый платеж за продукты составил
140 рублей — записываем сумму на листочке. Второй платеж за продукты составил 248 рублей — зачеркиваем первую сумму и пишем рядом 388 рублей. Третий платеж составил 120 рублей — зачеркиваем итоговую сумму 388 рублей, пишем рядом 508 рублей. Последний платеж можно складывать с предыдущим итогом в уме (заодно тренируется устный счет). В крайнем случае воспользуйтесь калькулятором (например, в сотовом телефоне).
Поскольку затраты по статье «Продукты» возникают часто, писать их сразу на листок бюджета не очень-то удобно. Поэтому в течение недели мы суммируем итог по статье «Продукты» на листке оперативного учета (№ 2), который крепится в бумажнике над листком бюджета. А при замене листка оперативного учета (это можно делать раз в неделю) на листок бюджета переносится сразу итоговая сумма. Первая итоговая сумма просто переписывается. Вторая итоговая сумма (со второго листка оперативного учета) складывается с первой итоговой суммой, старый итог зачеркивается, новый записывается рядом и т. д.